Печорский тракт

6+

   20 августа в Филипповском Доме культуре прошло мероприятие, посвящённое открытию памятного знака «Печорский тракт». Трактом на Руси называли большую наезженную дорогу. Настоящий знак посвящён тракту, соединявшему Усть-Цильму с Архангельском. Мероприятие открылось историческим экскурсом «Вёрсты старого тракта». Виртуальная экскурсия прошла в фойе Дома культуры. С историей строительства и использования Печорского или, как у нас его чаще называют, Архангельского тракта присутствующих познакомили библиотекарь Светлана Зотова и студентка СПбГУ Софья Бобрецова. На книжной выставке были представлены документальные источники. Виртуальная экскурсия сменилась реальной, и все желающие смогли посетить место, где установлен памятный знак.

   Памятный знак в виде верстового столба и обзорная площадка с видом на деревню Филиппово с заречья установлены в июне прошлого 2016 года. Инициатор и разработчик проекта Григорий Яковлевич Чупров пригласил активных, неравнодушных к истории своего края жителей деревни Филиппово. Среди откликнувшихся Михаил Кирикович Бобрецов, Максим Валерьевич Василенко, Тимофей Евсеевич Евсюгин, Иван Кошкарёв, Светлана Семёновна и Михаил Михайлович Зотовы.

   Открытие участка дороги от Усть-Цильмы до Койнаса пришлось на ноябрь 1893 года. В то время губернатором Архангельской губернии был Александр Платонович Энгельгардт. При его личной заинтересованности участок тракта длиной в 250 вёрст и шириной в 6 сажен с вновь построенными станциями, с наведёнными мостами, с выкопанными вручную по обе стороны тракта кюветами был построен за один год. Для развития Печорского края эта дорога имела колоссальное значение. В отличие от тракта, проходившего через станцию Вожгоры тайболой по льду Мезенской Пижмы и Ямозера, новый тракт использовался и зимой и летом, и был намного короче. Дорога была востребованной до открытия железнодорожной ветки на Воркуту в 1943 году.

   Памятный верстовой столб установлен на участке дороги между станциями Усть-Усинская (устье реки Уса) и Усть-Мыльская (деревня Мыла). Всего на участке тракта Усть-Цильма – Койнас располагалось двенадцать станций на расстоянии 20-25 км: Волочковская (Поповская), Усть-Усицкая, Усть-Усинская, Усть-Мыльская, Фатеевская, Валская, Сенская, Борковская, Верхнесульская, Фоминская, Нижнесульская, Косомская. Станции обслуживали кушники и ямщики по заключённым договорам-контрактам. В их обязанности входило не только бесперебойное обеспечение конным транспортом перевозок пассажиров и почты, но и уход за полотном закреплённого за ними участка тракта: очистка кюветов, вырубка нарастающего молодняка, починка мостов, перил, накатов и лежнёвок, подвозка и засыпка песка на полотно дороги, а также обслуживание пассажиров: предоставление им ночлега, приготовление и угощение путников чаем. Обо всём этом велись записи в станционных книгах. На станциях содержатели жили иногда целыми семьями. Они же заготавливали корм для лошадей на зимний период.

   В 1895 году вдоль тракта была проложена телеграфная линия. На каждом километре дороги стояло по шестнадцать телеграфных столбов. С того времени на станциях поселились ещё и монтёры-обходчики.

   Историю тракта изучал наш земляк-краевед Яков Николаевич Носов. Благодаря проделанной им работе можно узнать много интересных фактов, связанных с трактом на Архангельск. Материалы его исследований были опубликованы в 1990 году в газете Красная Печора. Автор статей подробно описал события начала прошлого века, происходившие в наших краях. Как шли по тракту на Печору конвои политических ссыльных и репрессированных. Как в годы гражданской войны по этому тракту белогвардейцы отправляли в лагеря смерти на Мудьюг, Иоканьгу и в тюрьмы Архангельска сотни борцов за Советскую власть.

   Историей старинных трактов занимался также архангелогородский исследователь, уроженец города Мезень Николай Анатольевич Окладников. В 2013 году в приложении к газете «Республика» «Дым Отечества» вышла его статья под названием «По старинному тракту».

   Дополнить картину старого тракта помогли некоторые сведения из книги «У золотых родников» Натальи Павловны Колпаковой. Автор сборника, исследователь фольклора, побывала в наших краях в 1929 и 1955 годах в составе экспедиций по северу России.

   В 1935 году на станции Борковская организуется метеостанция «Борковская М-2» Северного Управления по гидрометеостанциям, просуществовавшая до 1994 года.

   В годы Великой Отечественной войны по тракту ушли на фронт оленно-лыжные батальоны. События тех лет вспоминает Тарас Прокопьевич Евсюгин, житель д.Филиппово. Был он в то время подростком. В декабре 1941 года оленно-лыжный батальон (человек 200) под командованием Бубнова уходил на Архангельск. В числе участников этих батальонов были и жители цилемских деревень. Яков Иванович Чупров и Ермил Семёнович Носов из Филиппово, Кондратий Фёдорович Чупров из Трусово, возможно и др. До Архангельска шли 21 день.

   В советские годы по тракту были организованы туристические походы комсомольцев. В 1969-м году был совершен лыжный переход комсомольцев Ненецкого округа по маршруту «Нарьян-Мар – Усть-Цильма – Лешуконское – Пинега – Холмогоры – Архангельск». Через десять лет они вновь прошли на лыжах по маршруту «Архангельск – Усть-Цильма – Нарьян-Мар». Одним из участников этих переходов был журналист Виктор Фёдорович Толкачёв. В 2014 году он посетил наши края, рассказал нам об этих переходах, подарил книгу «Через снега и годы», посвящённую жизни северного края, и оставил фотографии, сделанные им во время экспедиции.

   В 1974-м году, в рамках Всесоюзной туристической экспедиции «Моя Родина – СССР», группа учащихся 9 класса Усть-Цилемской средней школы под руководством Юрия Павловича Чегосова и Владимира Гавриловича Мальцева совершили многодневный туристический поход Усть-Цильма – Архангельск – Усть-Цильма. Путь от Филиппово до Койнаса (253 км.) прошли пешком за девять дней. Этому походу Ю.П. Чегосов посвятил статью «Дорогой дедов» в книге «Изломок». Вот некоторые выдержки из его статьи: «…Из рассказа Б. Шиловского, монтёра с Борковской, туристы узнали, что наша река Цильма начинается с большого родника, образующего сильный водоворот. Когда хотели измерить его глубину десятиметровым шестом, его не хватило до дна. Это значит, что исток Цильмы начинается от подземных вод Тимана.

   …В районе Тиманского кряжа, станции Борковская, Верхнесульская и Фоминская, наблюдается большая разница между дневной и ночной температурой. Туристы замечали, как роса, выпавшая на траву, в полночь замерзала, покрывая луг инеем (в середине лета). Картофель на Борковской не успевал вырасти, его убивали заморозки».

   В 1974-м году на тракте прошли первые испытания снегоходов «Буран». В 1975-м году общественностью села Усть-Цильма было принято решение о сооружении пилона в начале тракта Усть-Цильма – Койнас – Архангельск. Лишь через четырнадцать лет, в 1989 году, в канун 60-летнего юбилея Усть-Цилемского района, он был установлен.

   И в 21-м веке Печорский тракт манит к себе туристов-экстремалов. Материалы недавних экспедиций выложены в сети Интернет.

   «Зарастает тракт быльём и берёзой. Сквозь хмурую тайболу, то обнимаясь, то пересекаясь с телефонной просекой, бежит весёлая берёзовая аллея, берёзовый бульвар, берёзовый тракт. Но, думается, не умер он. Просто задремал. Есть верные приметы, что пригодится он ещё людям». Эти строки, написанные В.Ф. Толкачёвым более тридцати лет назад, хочется повторить и сегодня.

    В 13 часов на уличной сцене Филипповского СДК зрители увидели культурно–историческую программу «Дорога, дорога ведёт от порога» (путешествие по станциям Печорского тракта).

   Ведущие Ирина Чупрова и Аркадий Дуркин предложили зрителям совершить путешествие по станциям тракта, а начать путешествие со станции «Усть-Цилемская».

   На сцену поднялись участники детского фольклорного коллектива «Жавороночки» с усть-цилемской песней «Ой берёзка, берёзка»

   Первой станцией после Усть-Цильмы была «Волочковская». Её ещё называли Поповской, скорее всего по фамилии станционного смотрителя Попова. В 30-е годы рядом со станцией начали строить Замшевый завод. Сейчас на этом месте посёлок Синегорье.

   С песней «Ехали мы, ехали» в исполнении мужского вокального ансамбля в составе Ивана Бобрецова (баян), Владимира Зотова (гитара), Аркадия Дуркина (ложки, дудка), Андрей Поляков (бубен) продолжили путь к следующей станции тракта «Усицкой».

   Во все времена в русском воинстве принимали участие и ратники Печорского уезда. Наши предки уходили воевать за веру, за царя, за Россию-матушку. И вновь на сцене мужская вокальная группа с песней «За Россию за мою».

   Гнали рекрутов по Архангельскому тракту и на Первую мировую войну, которая началась в 1914 году. Так на войну ушли три брата Ананий, Панфил и Самуил Васильевичи Дуркины из Трусово. Ананий Васильевич – отец Устеньи Ананьевны Носовой, дед Виктора Ефремовича Носова. Панфил Васильевич – отец Кристины Панфиловны, за безупречную службу получил именные часы и три Георгиевских креста, которые отобрали у него во время раскулачивания. Самуил погиб в 1915 году.

   Участниками этой войны были и братья Носовы Фёдор, Лазарь и Иван Михайловичи из рода Конахиных, братья Степана – отца Мирона Степановича Носова, Иван – отец Харитины Ивановны из Трусово.

   Воевали и наши земляки из Филипповской: Марков Павел Степанович – отец Дементия Павловича, Носов Ананий Семёнович, погибший на войне, – дед Гаврила Елисеевича Носова, дед Петра Фёдоровича Дуркина. Чупров Григорий Ефимович – отец Анисима Григорьевича, братья Чупровы Фёдор и Прокопий Ивановичи из рода Улиных, братья Носовы из рода Софроновых: Фёдор Софронович и Иван Софронович. Чупров Вавил Ефимович – отец Якова Вавиловича, Чупров Иван Иванович – отец Якова Ивановича.

    Были призваны на войну также Рочев Иван Герасимович – отец Григория Ивановича из Рочевской. Этот список можно продолжать и продолжать…

   На сцене участницы женской вокальной группы «Молодушки» с народной песней о рекрутах «Сормовска больша дорога».

   Станция «Усть-Усинская». Она была расположена на другом берегу Цильмы, напротив Филипповской. С 1908 по 1921 годы служили ямщиками на станции Усть-Усинская представители рода Улиных: Прокопий Иванович Чупров с братьями и отцом Иваном Ивановичем. Все шесть братьев – Фёдор, Аристарх, Прокопий, Иван, Ефим, Василий посменно служили на этой станции тракта.

   Мост через Усу строили и содержали братья Носовы Иван и Фёдор Софроновичи. Носов Иван Михайлович перевозил путников через Цильму в Филиппово.

   По тракту Усть-Цильма – Койнас – Архангельск в 1900 – 1917 годах царские власти конвоировали в политическую ссылку революционеров. Этап политссыльных от Архангельска до Усть-Цильмы длился не меньше месяца, а то и больше. Недаром вот уже на протяжении столетия сохраняется потомками старинная ямщицкая песня о девушке-революционерке.

   В исполнении Ирины Чупровой прозвучала песня «Это было давно».

   Станции «Усть-Мыльская». Возможно, современная Мыла когда – то была всего лишь станцией тракта.

   Трагическим событиям суждено было разыграться на Архангельском тракте в годы гражданской войны. По этой дороге белогвардейцы отправляли в лагеря смерти и в тюрьмы Архангельска сотни борцов за советскую власть. Физическую расправу творили белогвардейцы прямо в пути.

   В деревне Мыла находится могила красноармейца Дуркина Василия Антоновича, который был направлен с двумя бойцами в разведку и погиб в перестрелке с белогвардейцами недалеко от деревни. Ему посвятил своё стихотворение «Жив герой» наш земляк поэт Василий Журавлёв – Печорский. Это стихотворение прозвучало в исполнении ведущей Ирины Чупровой.

   Известен тот факт, что после установления советской власти Хатанзейский Филимон Демидович, житель деревни Ортино, ходил пешком в Архангельск за партбилетом. Он был одним из первых коммунистов Цильмы. 

   Чтобы попасть на станцию «Фатеевскую», надо перебраться по мосту через Лиственничный ручей, за ним поляна, а на ней избы станции Фатеевской.

   В  1915-1919 годах на этой станции служили Тимофей Иванович Булыгин с отцом и Алексей Яковлевич Кисляков. Они менялись через полмесяца. В 1918 году ямщиками здесь работали Дмитрий Карпович Дуркин, Иван Дмитриевич Дуркин, Агафья Осиповна Дуркина и Никифор Абрамович Осташов.

   Посменно с ними на этой же станции служили ямщиками Константин Антонович Тиранов, Степан и Тимофей Васильевичи Ермолины, Аграфёна Степановна Торопова, а также наши земляки из рода Васиных: Носов Семён Васильевич, его сыновья Авдей и Ананий.

Байку Татьяны Поздеевой «Сёдни я поране встала» замечательно исполнила участница театрального кружка «Пересмешники» Ольга Бобрецова.

    Следующая станция располагалась в узкой хвойной долинке. Путь там лежал почти через ущелье, – так сжат в этом месте тракт высокими хвойными утёсами Тиманского кряжа. Над ущельем нависали громадные лиственницы. Это станция «Валская», названная по речке Валсе. Ямщиками на Валсе служили усть-цилёмы Илларион Иванович Осташов, в советское время заслуженный работник колхоза «Родина», и Калина Васильевич Дуркин.

   Станция «Сенская». На Сенке жили и работали Иван Васильевич Чупров по прозвищу Ваня–Горе и Иван Игнатьевич Носов. Содержатели станций, молодые парни, зарабатывали деньги на свадьбу и на заведение личного хозяйства. Среднемесячный заработок был более ста рублей. Как говаривал Носов Ананий Семёнович, служивший одно время на Усть – Усинской станции, «немяты-то денежки баско получать».

   Шуточную песню «Жених» исполнил детский фольклорный коллектив «Жавороночки».

   «Мы взлетаем на холмы, огибаем тихие, прямые берёзовые рощицы, пробегаем сочные болотистые полянки… Мы несемся несколько часов подряд – и навстречу нам бегут пейзажи один прекраснее другого» – такие впечатления вызвал путь к станции Борковской у фольклориста-исследователя Н.П. Колпаковой. На Борковской обычно меняли лошадей. Иногда с Усть-Цильмы к Борковской приезжали встречать путников, о которых с Мезени предупреждали телеграммой. Пожалуй, эту стацию можно назвать столицей Печорского тракта. Сохранились сведения, что на этой станции жил и работал Иван Григорьевич Чупров  по прозвищу Багажных.

   Под весёлую песню «Солома» в исполнении солистки Яны Марковой продолжили путь к следующей станции.

   «Перед нами неожиданно раскрывается такая панорама, что мы кричим от восторга, мы где-то высоко, очень высоко. Глубоко внизу расстилается на необозримые пространства тихий мохнатый лес». Такой предстала станция «Верхнесульская» перед Натальей Павловной Колпаковой. Находится станция в верховьях реки Сулы.

   За речкой Сулой – следующая станция, «Фоминская».

  Большие усилия приложил архангельский губернатор, чтобы по этой дороге прошла и почтово-телеграфная линия. Руководить работами было поручено старшему механику Архангельского почтово-телеграфного округа Розендалю. Было много трудностей с доставкой столбов, условия работы местных крестьян были плохими, палаток не было, спасались от дождя во временно построенных шалашах.

   Несмотря на трудности и лишения, телеграфная линия протяжённостью 350 вёрст в октябре 1895 года открылась. 21 октября  передаётся первое телеграфное сообщение в Усть-Цильму. Таким образом, этот день явился знаменательным днём в жизни далёкого северного села: Усть-Цильма соединилась с общей телеграфной сетью Российской империи.

   Под задорную плясовую «Ковано колесо» в исполнении «Жавороночков» подъехали к следующей станции.

    В низовьях речки Сулы, притока реки Мезень, станция «Нижнесульская».  В километре от неё заброшенная буровая. Когда-то по тракту доставлялись грузы буровикам.

    И вновь на сцене женская вокальная «Молодушки» с песней «Дорога».

    Переправившись через реку Мезень попадали в село Койнас.

    Путешествие по Печорскому тракту подошло к концу.

    1921 год. Новые границы разрубают тракт пополам близ станции Борковской. Теперь множество архангельских деревень отходят к Коми АССР. Административное сообщение здесь не требуется и это служит причиной прихода дороги в упадок.

   Песней  «Я – деревня. Я – село» в исполнении сводного хора закончилась программа, подготовленная самодеятельными артистами Филипповского СДК.

   Любая дорога связана с судьбами людей. Сохраняя память об этих людям, мы сохраняем память о старинном тракте.

   Благодарим всех, кто принял участие в данном мероприятии. Выражаем благодарность администрации СП «Трусово» за поддержку в организации. Благодарим Юрия Павловича Чегосова за предоставленные фотографии с туристического похода.

   Просим всех, кому известна какая-либо информация о людях, имевших отношение к Архангельскому тракту (работавших на станциях, либо извозчиками) поделиться с нами своими сведениями. Можно обратиться в Филипповскую библиотеку либо в администрацию СП «Трусово».

pechorckii-trakt13
pechorckii-trakt12
pechorckii-trakt11
pechorckii-trakt10
pechorckii-trakt9
pechorckii-trakt8
pechorckii-trakt7
pechorckii-trakt6
pechorckii-trakt5
pechorckii-trakt4
pechorckii-trakt3
pechorckii-trakt2
pechorckii-trakt1
pechorckii-trakt14

Централизованная библиотечная система